«Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим Божественным…» (Из молитвы чина Торжества Православия)

5 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Барнаульский  и Алтайский, возглавил торжественное богослужение в Покровском кафедральном соборе.

В совершении Божественной литургии святителя Василия Великого Высокопреосвященнейшему архипастырю сослужили багочинный Тальменского округа архимандрит Иларион (Морозов), ключарь Покровского собора протоиерей Максим Спиненко, иеромонах Платон (Стахнев), протодиакон Владимир Черных и  диакон Олег Берендеев.

На сугубой ектении возглашались молитвенные прошения о единстве Святого Православия и об избавлении от вредоносного поветрия. Затем митрополит Сергий вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.

После отпуста Литургии митрополит Сергий возглавил совершение Чина Торжества Православия.

На середину храма священнослужителями были изнесены святые иконы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Объяснение этому — в истории возникновения самого богослужебного чина. Благочестивый обычай благодарить Бога за преодоление церковной смуты, воздвигнутой еретиками, был установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Молящихся перед святыми иконами православных верующих заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. почитатели святых икон были освобождены из темниц и заточений и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”.

Избранный Патриарх Константинопольский Мефодий повелел тогда совершить особое праздничное богослужение в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый «Последование Торжества Православия». В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, отражающих главные догматы христианства.

В этом чинопоследовании утверждается торжество Православной Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем провозглашается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы и подвижники, подвигом и трудами способствовавшие распространению православной веры. Всем «о Православии подвизавшимся словесы, писании, учении, страдании и богоугодным житием, яко защитником и пособником онаго» многократно поется «Вечная память».

Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема (отлучение) провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем еретикам, отвергающим или искажающим основные догматы Православной Церкви.

«Православная Христова Церковь, торжественно воспоминающи подвизавшихся во благочестии и сие всем своим христоименитым чадом к подражанию представляющи, восхваляет подвиги и сих, иже ныне, спасительною верою и добродетелию приуготовляюще себе к вечному блаженству, утверждают Православие» — говорится в чинопоследовании. Ныне живущим и трудами своими способствующим утверждению Православия Патриархам, Архипастырям и всем ревнителям благочестия воспевается «Многая лета!».

По завершении молебного пения митрополит Сергий обратился к пастве со словом духовного назидания, в котором подробно изъяснил историю и смысл празднования Торжества Православия, подчеркнул гибельность искажения церковного вероучения и призвал всех к единению в истинной вере Христовой во Святой Православной Церкви.

1 130