Для СМИ

Информационный отдел Барнаульской епархии

Контактная информация

Руководитель отдела: иеромонах Модест (Илюшин).

Электронная почта для СМИ: alt.eparhia-press@yandex.ru (ссылка для отправки email)

Электронная почта руководителя: koliaf3503@gmail.com

Телефон для запросов средств массовой информации: +7 (920) 418-02-28

По всем остальным вопросам обращаться в епархиальное управление

Правила поведения на пресс-конференции, формирования интервью и оформления сюжетов для прессы.

1. Как определить, кто перед Вами

1.1. В повседневной жизни священнослужители, часть церковнослужителей (пономари, иподиа́коны) и монашествующие обычно носят длинное (в пол) черное одеяние с длинными узкими рукавами – подря́сник. Практически такое же одеяние, но с широкими рукавами (ря́су) надевают только священники.

1.2. Священника среди всех «людей в черном» можно опознать по напе́рсному (нагрудному) кресту, монаха – по широкому кожаному поясу и четкам. Епи́скоп носит на шее панаги́ю – медальон с изображением Богородицы.

Епископы (архиере́и) – высшая ступень в церковной иерархии. Им поручено управлять Церковью и заботиться обо всех верующих на вверенной им территории (епархии, митрополии и т.д.).

Все епископы – священники, которые имеют власть совершать все церковные таинства (крестить, венчать, исповедовать и т.д., а также рукополагать священников). Все епископы – монахи, т. е. исполняют это служение будучи неженатыми.

Согласно этикету, когда епископ входит в помещение, присутствующие встают и занимают свои места только после того, как он пригласит их присесть. Если епископ преподает общее благословение, нужно наклонить голову. Таким же образом принято провожать уходящего архиерея. В присутствии епископа мужчины снимают головные уборы. Женщинам, которые собираются на встречу, где будет архиерей, лучше выбрать скромный наряд и не злоупотреблять косметикой – как и на любом другом протокольном мероприятии. Покрывать голову при этом желательно.

Священники (пресви́теры) – вторая ступень в церковной иерархии. Они помогают епископу, будучи духовными наставниками и совершителями церковных таинств для вверенных им общин верующих (приходов и монастырями).

Священники могут быть женатыми и неженатыми. Женатых (белых) священников в Православной Церкви больше. По церковной традиции, они не носят обручальных колец. Неженатые священники – это целибаты (лат. «холост»), которые перед принятием сана дали Богу обет безбрачия, и монахи. Монашествующее (черное) духовенство может служить как в монастырях, так и на городских/сельских приходах.

Иере́й и иеромона́х – «базовые» звания, которые женатые и монашествующие священники получают при рукоположении. Остальные звания присваиваются в связи с особыми церковными послушаниями (игумен – руководитель монастыря), за особые заслуги или длительный срок служения Церкви.

В отличие от военных, у священников нет специальных знаков отличия, по которым можно точно определить, в каком они звании. Например, камилавки могут вручаться иереям как награды, без возведения их в сан протоиерея. Но знание основных отличительных элементов одеяния духовенства на практике может помочь выбрать героя для интервью. К примеру, монашествующих

(четки, клобук) не всегда целесообразно расспрашивать о семейной жизни и воспитании детей, а самый «нарядный» священник (крест с украшениями, камилавка), как правило, служит в сане не первое десятилетие, общается с разными людьми, имеет в запасе не одну интересную историю и умеет их рассказывать.

Диа́коны – низшая ступень в церковной иерархии. Они помогают священнику совершать богослужения.

Диаконы также могут быть женатыми и неженатыми. Монашествующих диаконов называют иеродиа́конами. Особо талантливый в чтении и пении диакон, который постоянно служит вместе с епископом может быть возведен Патриархом в сан про́тодиакона (белое духовенство) или а́рхидиакона (черное духовенство.

Вне богослужения диаконы обычно носят только подрясник, очень редко рясу. Иногда их можно опознать по камилавке (при отсутствии наперсного креста): протодиаконы носят синюю или фиолетовую камилавку, иеродиаконы и архидиаконы – черную.

Поскольку других знаков отличия у диаконов нет, их можно легко спутать с церковнослужителями, не имеющими священного сана – иподиа́конами, алта́рниками и пономаря́ми, которым разрешено носить подрясник.

Женщина в черном одеянии, похожем на подрясник, может быть послу́шницей, и́нокиней или мона́хиней. Послушницы, которые только готовятся к принятию монашества, как правило, носят на голове простой черный платок, инокини и монахини – апо́стольник (головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи). Монахиня с напе́рсным крестом – игу́менья, руководительница женского монастыря.

2. Как поздороваться и обращаться в разговоре

2.1. У епископов и священников при встрече вместо приветствия принято просить благословения. Для этого нужно протянуть им сложенные «крестиком» ладони (правую поверх левой) со словами: «Благословите, владыка» или «Благословите, отче». В официальной обстановке можно ограничиться обычным «Здравствуйте»; так же приветствуют диаконов, причетников, монашествующих.

2.2. В беседе к епископу можно обращаться «владыка», к священнику – «отец <имя>» или «отче», к диакону – «отец <имя>» или «отец диакон». Эти формы наиболее приемлемы и удобны для устной речи.

2.3. Обращение «батюшка» является допустимым по отношению к священнику (но не к епископу, к диакону или монаху!), но в официальной обстановке его лучше избегать. Называть представителя православного духовенства «святой отец» некорректно. Обращение к духовным лицам просто по имени, без прибавления указаний на сан – недопустимая фамильярность. Этикет также не

предусматривает обращения к ним по имени-отчеству или по форме <сан> <фамилия>; особенно грубо это выглядит в отношении монашествующих.

2.4. К церковнослужителям, не имеющим сана, обращаются по имени (на Вы) или по имени-отчеству.

2.5. В Пасхальный период (от праздника Пасхи до Вознесения) общее приветствие для всех христиан – «Христос воскресе!» («Воистину воскресе!»).

3. Как называть духовенство в информационном сообщении

3.1. Первое упоминание в печатном тексте священнослужителя или монашествующего – обязательно полное: звание, имя и должность. В отличие от писем, в сообщениях СМИ обязательно указывается фамилия монашествующего лица (в скобках).

Эти же правила действуют в отношении телевизионных титров. Звание в титре пишет­ся со строчной буквы.

Звание

Имя

Должность

✓ иерей

Василий Хохлов,

настоятель Екатерининского храма с. Ека­теринославка

      ✓ протоиерей

Сергий Глухов,

благочинный Бурейского и Архаринского округа

✓ диакон

Вячеслав Малков,

клирик Свято-Никольской церкви г. Сво­бодный

       ✓ иеромонах

Георгий (Исаков),

помощник командира ДВВКУ по работе с верующими военнослужащими

✓ игумен

Платон (Норматов),

секретарь Благовещенской епархии

    ✓ игуменья

Даниила (Мясникова),

настоятельница Богородичного Средне­бельского женского монастыря

✓ монах

Михаил (Драпалюк),

насельник Свято-Троицкого мужского мо­настыря

    ✓ монахиня

Ксения (Слащева),

старшая сестра Покровского женского монастыря

 

Распространенные ошибки в титрах:

χ отец Василий Хохлов… («отец» – это не звание),

χ иерей Алексий… (нужно обязательно указывать фамилию – хотя бы потому, что в епархии может быть несколько священников с таким именем),

χ протоиерей Олег (Волочай)… (протоиерей – женатый священник, фамилия в скобках указывает, что это, наоборот, монах),

χ матушка Даниила (Мясникова)… («матушка» – разговорное название игуменьи или монахини, в титрах не используется никогда),

χ монах Михаил (Драпалюк) (все монашествующие и священнослужители любой епархии имеют «привязку» к определенному месту служения, даже если у них там нет определенной должности. Соответственно, должность любого монаха/монахи­ни – насельник/насельница <название монастыря> ),

χ иеромонах Георгий (Исаков), настоятель храма прихода… (храм – это церковное каноничное здание, в котором совершаются богослужения, приходом в Благове­щенской епархии обычно называют помещение, временно приспособленное под совершение богослужений. Если община верующих молится в храме, ее руководи­тель – настоятель храма. Если община молится в приспособленном здании – насто­ятель прихода. Одновременно эти два слова лучше не использовать).

4.2. Служители Церкви, сотрудники епархиального управления и другие церковные деятели, не имеющие сана и не состоящие в монашеском звании, именуются в печатном тексте и титрах по общему правилу: <имя, фамилия>, <должность>:

✓ Вячеслав Панасенко, руководитель отдела молодежного служения Благовещен­ской епархии,

✓ Ксения Лазарева, директор воскресной школы «Радуга».

 

3.2. Архиереи в текстах СМИ и титрах, как правило, упоминаются без фамилий. Еще одно отличие, не укладывающееся в вышеприведенные схемы, заключается в том, что епи­скоп <наименование кафедры> – это одновременно и звание, и должность.

В печатных текстах лучше использовать следующие полные формулы упоминаний:

✓ епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан,

✓ епископ Лукиан, управляющий Благовещенской епархией,

✓ епископ Лукиан, Преосвященный Благовещенской епархии,

χ Преосвященный епископ Лукиан («Преосвященный» – это и есть «епископ»).

χ Лукиан, епископ Благовещенский и Тындинский (подобное визуальное отделе­ние имени архиерея от его звания создает у читателя/зрителя ошибочное впе­чатление, что к епископу можно обращаться просто по имени. А это так же неуместно, как обращаться просто по имени (даже на Вы) к любому представи­телю светской власти – вряд ли кто-нибудь рискнет задать вопрос губернато­ру Амурской области с формулировкой: «Скажите, Олег…». Кроме того, именно эта формула используется самим архиереем в качестве подписи).

В телевизионных титрах рекомендуется придерживаться одного из трех вариантов:

✓ Преосвященный Лукиан, епископ Благовещенский и Тындинский (самый ней­тральный),

✓ епископ Лукиан, Благовещенский и Тындинский (формат ТК «Союз»),

✓ епископ Лукиан, управляющий Благовещенской епархией,

χ Владыка Лукиан… («владыка» – разговорное название епископа, в титрах не используется никогда).

 

3.3. Вторые и последующие упоминания в печатном тексте священнослужителей или монашествующих могут быть сокращенными (имя, синоним к званию или должности). Подбирая синонимичную замену, обязательно проверьте ее значение по словарю – многие термины для обозначения православного духовенства, которые мы встречаем в классиче­ской литературе, сейчас устарели или приобрели отрицательную окраску.

 

Примеры допустимых замен

Недопустимые замены

Иерей, иеромонах, протоиерей

священник

священнослужитель

отец <имя> (публицистика и ТВ)

служитель культа (уничиж.)

поп (устар., уничиж.)

духовник (не любой священник, а тот который исповедует)

отче (обращение, звательн. падеж)

батюшка (разг. обращение)

пресвитер (только в церковн. тек­стах)

 

 

Разумному сокращению, подбору синонимических замен и нормативному слово­употреблению терминов и выражений, имеющих отношение к православному духо­венству лучше всего учиться у федеральных интернет-изданий – Интерфакс-Религия (www.interfax-religion.ru) и РИА-новости (www.ria.ru).