29 июля по завершении Божественной литургии состоялся первый крестный ход, проложенный по маршруту от Знаменского храма до Никольского источника.
Крестный ход возглавил секретарь Барнаульской епархии протоиерей Георгий Крейдун. В торжественном шествии следовали священнослужители и монашествующие и миряне. В 11:00 участники крестного хода направились к месту массовых расстрелов 1937-1938 годов.
Здесь, недалеко от святого Никольского источника, недавно был построен деревянный храм-часовня.
Как пояснил отец Георгий, крестный ход идет к месту, где было много расстрелянных верующих, монахинь Богородице-Казанского женского монастыря, десятки священников.
«Наш долг – сказал отец Георгий, – крестным шествием почтить память наших алтайских новомучеников и исповедников, в первую очередь, архиепископа Иакова Маскаева, протоиерея Петра, других мучеников. Крестный ход – это, по сути, молебен».
Время шествия составило 1 час 10 минут. В составе колонны двигались от 200 до 250 человек: священнослужители, прихожане барнаульских храмов. В крестном ходе приняли участие правнук священномученика журналист Константин Маскаев с сыном, приехавшие по этому случаю из Казахстана. По прибытии на место состоялась лития по невинноубиенным, по окончании которой отец Георгий сказал напутственное слово:
– Сегодня исполнилось 85 лет расстрелу новомучеников Иакова и иже с ним: священников, монахов. Они были расстреляны именно в этот день, 29 июля. Место расстрела точно неизвестно – не указано в документах. Это либо здесь, либо в Бийской тюрьме НКВД. Судьи неправедные специально путали следы, как будто чувствовали, что их неправедные дела обнажатся, и хотели спрятать концы в воду. Но хорошо известно, что все тайное обязательно станет явным (Мк. 4, 22). И действительно, не прошло и 20-ти лет, как в период борьбы с культом личности тех, кто осуждал других, постигла эта кара. Ибо Господь сказал: «Убери свой меч в ножны, потому что тот, кто поднимет меч, от меча и погибнет» (Мф. 26, 52). Эта заповедь касается и судей неправедных. В итоге кто-то из них получил по 15-20 лет тюрьмы, в общем, у всех сроки были разные, но значительные.
В этот день мы прошли в миниатюре как будто бы жизнь человеческую. Шли то вверх, то вниз, а в конце – взлет, крутой подъем на гору! К такому взлету должна стремиться душа каждого человека! Воспарить духом своим и душой вечной! Мы прошли по тем местам, где селились первые барнаульцы, которые строили сначала медеплавильный завод, затем сереброплавильный. Мы прошли мимо старого дрожжевого завода. Примерно в этом месте работал изобретатель Иван Ползунов, который сделал здесь свою первую в мире паровую машину. Специально под нее были поставлены печи. Она проработала три месяца и за это время многократно окупила себя. После смерти изобретателя его машину было некому ремонтировать и ее отправили на переплавку. Мы прошли крестным путем священномученика Иакова. Именно оттуда, из Знаменского храма, он пошел сначала в тюрьму, где его держали почти целый год: мучили, истязали, требуя оговорить себя и других. Он ни в чем не признался – ни в одном протоколе допросов нет его подписи. Тем не менее ему приписали различные злодеяния и в конце концов судья вынес неправедный приговор: расстрелять. В тот же день приговор был приведен в исполнение.
В 90-е годы здесь было обнаружено много костей убиенных и было решено увековечить это место скорби. Нет уточняющих данных, кого расстреляли в Бийске, а кого – в Барнауле. Но память церковную это не может умалить. Мы помним и чтим. И с каждым годом мы все больше ощущаем их подвиг, их веру, их стояние.
По сути, подвиг новомучеников был спасительным для нашей страны. Времена безбожия прошли, в том числе их мучениями, их подвигом, и конечно, заступничеством владычицы нашей Богородицы и милосердием Божиим. Это тоже праздник торжества духа и спасения во Христе. Да хранит вас всех Господь и Матерь Божия! Аминь.
В завершение богослужения верующие приложились ко кресту и их окропили святой водой. После желающие смогли набрать целебной воды из святого Никольского источника.
Владимир Клименко