По старой доброй традиции в сентябре – в честь дня рождения города Барнаула в музее редкой книги Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева открылась выставка-экспозиция, раскрывающая важные исторические страницы из жизни краевой столицы.

«Сибирские Афины», «маленький уголок Санкт-Петербурга» – так называли современники Барнаул в середине XIX века. Этот сибирский город, действительно,  имел свое неповторимое лицо, что было запечатлено в названиях улиц и площадей, архитектурных ансамблях и памятниках. Именно здесь впервые в Российской империи была открыта Научно-техническая библиотека, а также второе в России Горное училище, первый в Сибири Музей Горного дела.

В музейной экспозиции «Их именами названы улицы» представлены  персоны великих русских писателей, поэтов и музыкантов – тех, кто составляет гордость и славу России – в честь которых названы улицы, площади, переулки и проезды города Барнаула. С каждым годом улиц в городе становится все больше, это вполне естественно – город растет. Так, в рамках Литературного фестиваля в память Роберта Рождественского, прошедшего летом 2023 года, обсуждался вопрос названия одной из городских улиц именем выдающегося поэта и нашего земляка. Наконец наступило то время, когда более серьёзно и взвешенно подходят к сохранению традиций, внимательно вглядываясь как в прошлое, так и в будущее наших потомков.

Это особая выставка, экспонаты которой расскажут о тех выдающихся деятелях культуры, с кем связаны любимые места жителей нашего города. В экспозиции – 25 редких дореволюционных изданий книг русских писателей и поэтов, репринты, факсимиле. Наряду с серией «Дешевая семейная библиотека», выпускающей классиков в типографии И. Д. Сытина, демонстрируются дорогие подарочные редкие издания Л. Н. Толстого в полукожаном переплете с изображением-накладкой из металла портрета писателя, скопированного с медальона работы скульптора И. Я. Гинцбурга (1913 г. выпуска), а также первое посмертное издание И. С. Тургенева 1883 года, включившее лучшие его произведения, появлявшиеся до того времени лишь в периодической печати. Знакомясь с экспозицией, можно совершить прогулку по старому городу, представленному в серии открыток известного барнаульского фотолетописца Сергея Ивановича Борисова. Эти открытки печатались в Стокгольме «Акционерным обществом Гранберг».  Мы реконструировали локальные истории с помощью предметов быта 19-20 столетий, бытовавших в домах россиян и жителей краевой столицы: письменные приборы, масляные и керосиновые лампы, часы, статуэтки с изображением героев экспозиции и др.

Как отмечают современные социологи, образ места управляет людьми и определяет их любовь, или нелюбовь к определенному месту. Открыл выставку известный краевед, много лет проработавший ведущим сотрудником Алтайского краеведческого музея, публикации которого в газете «Алтайская правда» об истории названий улиц дореволюционного Барнаула вошли в книгу «Названия улиц города Барнаула: Историко-лингвистическое описание», вышедшую в Издательстве Алтайского государственного университета в 2004 году, протоиерей Константин Метельницкий, настоятель Храма Живоначальной Троицы г. Барнаула. Выступления отца Константина отличает не только высокое чувство патриотизма и любви к родному городу, но и особое «вкрапление» воспоминаний его рассказов старожилов, что фактически позволяет реконструировать досоветскую историю. Страницы жизни «маленького» человека оживают и позволяют нам почувствовать себя в Барнауле XIX-го столетия.

Из всех барнаульских улиц дореволюционного периода отец Константин выделил Пушкинскую, бывшую улицу Иркутскую, которая была переименована в связи со 100-летним юбилеем писателя-классика А. С. Пушкина в 1899 г. На этой улице до сих пор сохранились памятники городского деревянного зодчества в форме эклектики, а также бывший особняк предпринимателя И. К. Платонова, владельца Иткульского винокуренного завода и первой частной электростанции в Барнауле, известного мецената. Бывшая аптека Крюгера, которая в скором времени станет частным музеем. Восстанавливается уникальный памятник деревянного зодчества с оригинальной резьбой, расположенной на наличниках и резном фронтоне, с медицинской эмблемой над вторым этажом.

Пребывание известного русского писателя Ф. М. Достоевского в Барнауле отец Константин также связал с данной улицей, т. к. именно здесь, на Демидовской площади, находится здание бывшего горного госпиталя, куда мог обратиться писатель за помощью во время приступа тяжелой болезни.

Особое чувство боли, как отметил священник, вызывают сохранившиеся фотографии великолепного Петро-Павловского собора, взорванного в 1935 году. Также не сохранилась небольшая часовня Дмитриевской церкви, спрятанная во дворе и выходившая на Пушкинскую улицу. Украшенная богатым лепным орнаментом, она вела в чудесный церковный сад, огороженный прекрасным кованым забором. Рассматривая открытки начала XX века, отчетливо понимаешь, что было в городе и безвозвратно потеряно в разные сложные и противоречивые периоды истории.

Пушкинская улица была центром культурной жизни – здесь находились все крупные кинематографы, или электротеатры, как их тогда называли.  Кинематограф «Триумф», построенный по проекту архитектора А. Шиловского в 1910 году, обладал самым большим зрительным залом – вмещал 314 человек. Шла «борьба» за зрителя и синематограф «Алтай», находящийся рядом, предлагал получить при покупке трёх билетов четвёртый – в подарок.

Ярким продолжением пушкинской темы стало выступление диакона Свято-Троицкого храма города Барнаула Александра Быкова с исполнением романсов на стихи великого русского поэта – «Соловей» и «Я помню чудное мгновенье».

Барнаул не стал родиной для известного советского писателя Василия Макаровича Шукшина, но его творческое наследие тесно связано с Алтайским краем. И именно в Барнауле увековечено имя кинорежиссёра, киноактёра, сценариста и писателя в названиях площади, улицы и краевого драматического театра.

О духовных исканиях В. М. Шукшина, представленных в его литературном и кинематографическом наследии, рассказал протоиерей Сергий Фисун, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Барнаульской епархии, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери города Барнаула.

Отец Сергий, отметил, что у Шукшина, так уж сложилось, в детстве было мало гармонии и радости. Отца репрессировали, когда писатель был в младенческом возрасте:

«Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю? А самого как лихоманка бьет…».

– На мать, кроме тягот материального характера, в те голодные годы коллективизации легло клеймо жены врага народа со всеми последствиями. Неслучайно, пишут биографы Шукшина, эта боль, чувство ущемленного человеческого достоинства, ранимость, ощущение обиды у писателя были с детства. С детства же – и самое светлое: воспоминания о матери, сестре, алтайской природе – горе Пикет, реке Катуни, Чуйском тракте… И еще: пристальный взгляд на человека, недоумение о человеческой злости и жестокости – это тоже у писателя с детства.

– В идеальном измерении человеческое лицо – это тоже ликобраз Божий в человеке. И тайна притягательной силы творчества Шукшина заключается в том, что он стремится проявлять этот лик в своих героях. Образ Божий, порой скрыто, неотчетливо, но явлен в «чудиках», несмотря на их греховное помрачение. Герои Шукшина часто идут против своей выгоды, при этом в их поступках не прослеживается и выгоды для «общественного блага», тем не менее, их поступки, порой нелепые, возвышают их, отрывают от земли, от мира дольнего.

В заключении своего выступления отец Сергий пригласил на более углубленную лекцию по данной теме, которая состоится 28 сентября в 14:00 час. в музее редкой книги.

Город, в котором мы живём, запечатлел на своей карте название улицы ещё одного великого человека – талантливого композитора Петра Ильича Чайковского, чьи произведения, такие как «Молитва», «В церкви», вошедшие в «Детский альбом» – сборник лёгких пьес для детей, в Советское время были лишены своих первоначальных названий, в связи с «борьбой с церковными предрассудками».  Галина Свержевская, сотрудник музея, исполнила их по нотам первого прижизненного издания 1878 года, также представленного в экспозиции.

Выставка открыта до 15 октября. Ждём Вас!

Ирина Миллер,

заведующая музеем редкой книги

401

Читайте также