«Всечестное Твое Рождество, Пресвятая Дево Чистая, Ангелов множество на Небеси, и человеческий род на земли ублажаем…» (стихира службы Рождества Богородицы)

21 сентября 2024 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Знаменском храме женского монастыря г. Барнаула.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Константин Гросс, иеромонах Николай (Руссу), иерей Александр Побединский, руководитель службы протокола Барнаульской епархии диакон Олег Берендеев и диакон Константин Филатов.

За праздничным архиерейским богослужением молились настоятельница Знаменского женского монастыря игуменья Нина (Лебедева) с сестрами обители. Многие сестры – насельницы обители в этот праздничный день приобщились Святых Христовых Таин.

Богослужебные песнопения исполнил хор Знаменского женского монастыря.

По завершении архипастырского слова у иконы праздника было совершено славление.

Затем владыка Сергий поздравил участников богослужения с праздником и преподал архипастырское благословение.

 

О ПРАЗДНИКЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ:

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – стать Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Сам Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество. Он избирает Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.

Пресвятая Дева Мария родилась в Палестине, в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким, происходивший из рода пророка и царя Давида, и Анна – из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников и сильно скорбели.

Будучи богатым и знатным человеком, Иоаким приносил двойные дары Богу, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу». В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник Иссахар не принял ее, назвав Иоакима недостойным: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Столь горько стало Иоакиму, что он не пошел домой, к жене своей, а удалился в пустыню и постился там сорок дней, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва».

Когда об этом рассказали Анне, то плакала она в отчаянии, но при этом не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Однажды, когда она ходила по саду и плакала, явился ей ангел Господень и возвестил: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой».

Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву Господу десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома, когда увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, в радости она побежала и пала на его грудь. Праведные супруги дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в Иерусалимский храм для воспитания до совершеннолетия. И действительно, в свой срок у них родилась Дочь, Которую они назвали Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Господь исполнил прошение праведных Иоакима и Анны тогда, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа, Спасителя мира.

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших». Пресвятая Богородица является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы. В этот день произошло решающее для судьбы нашего Отечества сражение – в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.

Информационный отдел Барнаульской епархии

1 781