27 апреля 2025 г., в Антипасху, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил Божественную литургию в храме в честь святителя Спиридона Тримифунтского в с. Санниково Первомайского района Алтайского края.
В совершении Божественной литургии владыке сослужили: благочинный Белоярского округа протоиерей Вячеслав Данькин, проректор по воспитательной работе Барнаульской духовной семинарии настоятель храма иерей Анатолий Бочкар, иеромонах Аристарх (Широков), иерей Дмитрий Аксенов, иерей Николай Володин, протодиакон Владимир Черных, руководитель службы протокола Барнаульской епархии диакон Олег Берендеев и диакон Олег Вихлянов.
За Литургией была совершена иерейская хиротония: митрополит Сергий рукоположил студента Барнаульской духовной семинарии заочной формы обучения диакона Алексия Стороженко во иерея.
После заамвонной молитвы был совершен пасхальный крестный ход. С пением пасхального канона духовенство и прихожане во главе с архипастырем обошли вокруг храма. На четырех сторонах храма совершалось окропление верующих святой водой. У алтаря владыка возгласил евангельское зачало о Воскресении Христовом.
Неделя (то есть воскресенье)после Светлой седмицы называется неделей Антипасхи (слово греческое, переводится как “вместо Пасхи” или “обновление Пасхи”), ибо в эту неделю новым Своим явлением Господь повторил и обновил явление Свое, бывшее в первый день по Воскресении.
На 8-й день Господь снова явился Своим ученикам, среди которых был на этот раз и апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении Спасителя и не пожелавший поверить в Воскресение Господа до тех пор, пока сам не увидит Иисуса и не сможет осязать Его ран. Именно поэтому этот воскресный день называют Фоминым, а всю последующую седмицу – Фоминой.
Неверие Фомы называется в церковных песнопениях “добрым неверием”, так как происходит не от ожесточения сердца, не пожелавшего поверить в Воскресение Господа, а от горячего стремления поверить в чудо, которого апостол желал всей душой.
Доказательством искренней преданности Фомы своему Учитель служит Евангельский эпизод: перед страданием Господа Иисуса апостол Фома хотел умереть вместе с Иисусом – “Пойдем и мы, – сказал он тогда другим ученикам, – чтобы и нам умереть с Ним” (Ср. Ин. 11, 16).
Увидев Спасителя воочию, Фома воскликнул: “Господь мой и Бог мой!”. Исповедание Фомы – это радостное посвящение себя Воскресшему Господу и Богу, принесение Ему в жертву лично всей жизни своей, полное признание Иисуса Господом и Владыкой, имеющим неограниченную власть над жизнью и смертью. “Господь мой и Бог мой!” – это не только исповедание веры, но и выражение любви, готовности “любить всем сердцем моим и всею душою моею, и всем разумением моим, и всею крепостью моею” (Мк. 12, 30)
Ответ Иисуса на это признание Фомы – это вечный урок нам, христианам: “Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”.
Святитель Кирилл Александрийский говорит, что “Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого Тела в чуде Воскресения, утвердил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякое предположение о видении учениками бесплотного духа, а не Самого Христа, явившегося во плоти”.
C этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил “обновить” радость Воскресения Своим ученикам.
Наименование воскресенья о Фоме Днем обновления указывает и на необходимость нашего духовного обновления. Указание на это мы находим во многих песнопениях службы Недели. Уже в тропаре праздника явившийся апостолу Фоме воскресший Господь прославляется как “всех Воскресение”, как Тот, Кто обновляет в нас дух правый: “Дух правый теми (т.е. апостолами) обновляя нам”. “Совершив Крестом Своим нас новыми вместо ветхих, нетленными вместо тленных, Христос повелел нам во обновлении жизни достойно жительствовати” .
За крестными страданиями Господа Иисуса Христа последовало Его преславное воскресение, соделавшее нас “новою тварью” (новым творением). Наступила весна обновления наших душ: “Днесь весна душам, зане (ибо) Христос мрачную бурю греха нашего отгна”. “Царица времен (весна) веселит избранныя люди церковныя”. “Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует” .
Указывая на весеннее обновление природы, пробуждающейся под животворными лучами солнца после зимнего сна, служба в Неделю Фомину побуждает христиан пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, открыть свои души для животворного действия благодати и, укрепив в себе веру, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: “Господь мой и Бог мой!”
Информационный отдел Барнаульской епархии