Прощеное воскресенье – последнее перед Великим постом – называется так потому, что в этот день в храмах совершается Чин прощения, на котором Архиерей, настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном.

Чин прощения в Покровском кафедральном соборе после совершения уставной вечерни возглавил митрополит Сергий, Глава Алтайской митрополии. Для участие в трогательном и умилительном Чине прощения в кафедральный собор прибыли благочинные церковных округов, настоятели и клирики городских храмов, настоятельница Знаменского монастыря, преподаватели и воспитанники Барнаульской духовной семинарии и множество Барнаульце.

Уставные песнопения исполнили: хор Покровского кафедрального собора, мужской хор  Барнаульской духовной семинарии под управлением регента иерея Дмитрия Котова, однородный хор регентской школы под управлением регента Власовой О.В.

Митрополит Сергий обратился к пастве со словом архипастырского увещания, призывая всех искренне простить обиды своим ближним и самим испросить прощения у всех, кому причинили обиду или раздражение.

По окончании слова назидания Правящий Архиерей коленопреклоненно возгласил уставные молитвы ко Господу Богу, читаемые при начале Святой Четыредесятницы.

Затем все присутствующие в храме по одному подходили к Владыке митрополиту Сергию и испрашивали себе прощение и благословение на предстоящий духовный подвиг Великого поста.

О ПРИМИРЕНИИ С БЛИЖНИМИ:

В Прощенное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома со всеми членами семьи, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно так: приходящий кланяется (поясно или земно) и говорит: “Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою или раздражил тебя”, – и тот делает ответный поклон со словами: “Бог тебя простит, и я прощаю. Прости (имя) и ты меня, грешного” – “Бог тебя простит, и я прощаю”, – и совершается троекратное христианское лобызание.

Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

По заповеди Христа Спасителя, каждому надлежит иметь мир со всеми окружающими: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу” (Мф. 5: 25).

Текст Илюшин Н.Ю.

1 862