14 мая в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе г. Барнаула.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Максим Спиненко, иеромонах Платон (Стахнев), иеромонах Василий (Вдовин), протодиакон Владимир Черных, диакон Василий Петров и диакон Анастасий Воронин.
На сугубой ектении были произнесены особые прошения: “…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую…”. Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви.
По окончании Литургии состоялся крестный ход круг Покровского собора.
***
В четвертой главе Евангелия святой Иоанн Богослов описывает сцену, как Христос сел возле города Сихема около колодца и стал ждать своих учеников: они пошли в город приобрести продукты.
В тот день стояла сильная жара. В этот момент пришла жительница Самарии и стала набирать воду из колодца. Христос хотел пить и попросил у нее воды. Самарянка удивилась, узнав в Нем иудея по внешним признакам или акценту. Она напомнила Ему, что жители Иудеи не разговаривают с самарянами.
На что Он ответил, что если б она знала, Кто перед ней, то сама просила бы у Него воды живой. Христос имел ввиду Божественную благодать, но самарянка не поняла и спросила, откуда у Него колодец. При этом она сострила, сказав, неужели Он больше Иакова, который дал им этот колодец. Христос, не обращая внимания на ее недобрые замечания, ответил, что та вода, которую Он может дать ей, необычная. После нее не будешь испытывать жажду (имелась в виду духовная жажда). Но женщина опять не поняла, и, думая, что перед ней чародей, попросила этой волшебной воды, от которой больше не захочется пить и не будет нужды приходить на этот колодец за водой.
Христос сказал ей, чтобы она привела сюда своего мужа, чувствуя, что идет дело к проповеди веры. Самарянка не захотела открывать свою личную жизнь и солгала, что мужа у нее нет. Спаситель возразил, что она пять раз была замужем, а сейчас тайно живет с мужчиной, который не является ее мужем. Тогда женщина была сильно удивлена и назвала Собеседника «пророком».
У нее сразу возник к Нему злободневный вопрос: где надлежит кланяться Богу – в Иерусалимском храме или на горе Гаризим? В случае с самарянкой Спаситель совершил первую христианскую катехизацию. Он научил ее о Боге. Сказал, что Бог есть Дух, и кланяться Ему надо не в определенном месте, а в духе и истине. На это самарянка в задумчивости ответила, что когда придет Христос, то объяснит им все. После чего Он, уже не скрывая, сказал, что это Он и есть. Тут пришли ученики, но не стали интересоваться, почему Он разговаривает с женщиной. Она же, бросив свой кувшин, побежала в город, где всем рассказала, что встретила Христа. Народ пошел посмотреть на Него, и многие тогда уверовали в тот день. Женщине же сказали, что не благодаря ее словам они уверовали, а потому что сами увидели Его.
Главная мысль этого евангельского отрывка в том, что Бог ждет от нас не видимого поклонения Ему, а горячей веры, исправления жизни и устремления духа к Нему.