В ночь с 3 на 4 декабря 2015 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы почил о Господе клирик храма Иоанна Богослова отец Николай Попов, не дожив до 20-летия своей хиротонии всего несколько месяцев.

Последние годы своей жизни батюшка страдал онкологическим заболеванием. Но, несмотря на свое тяжелое заболевание, он преданно служил Господу. Глубокое смирение и любовь к людям – главный духовный дар батюшки. О том, каким был батюшка, продолжают рассказывать его духовные чада.

Отца Николая знаю давно. В храм Иоанна Богослова батюшка пришел служить, когда он еще деревянный был, а строительство каменного – только запланировано. Тогда я его впервые и увидела, подумала, что иеромонах. Обратила внимание на то, что батюшка за животными ухаживал (на территории храма жили козы), а потом я его увидела на службе. Он тогда в основном исповедь принимал. Вид у него строгий был. Многие его даже побаивались, робели перед ним. Он мог строго и внушительно говорить. Я у него не раз исповедовалась, он никогда мне никаких вопросов не задавал, всегда благословлял причащаться.

Однажды я от отца Николая «получила». У меня на работе начальником была очень хорошая женщина, мне она много добра сделала, но, к сожалению, рано ушла из жизни. Я её всегда добрым словом поминала, но в записках на службу не писала, потому что она и её родители были староверами. Приходя в храм, часто думала о том, что надо за нее свечку поставить, помолиться. Однажды я спросила у сестры, которая за подсвечниками смотрит, кому помолиться в такой ситуации, а она мне посоветовала мученику Уару. В момент нашего с сестрой разговора мимо проходил батюшка. Я к нему с этим вопросом обратилась и сказала, что мне посоветовали помолиться Уару и поставить ему свечу. На что батюшка очень строго и резко ответил: «Кто сказал, а ну покажи мне того человека!? Нет, нельзя!». Я в этой истории слукавила, сказав, что сестра эта уже ушла.

Любила я в храм ходить, особенно летом. Приду, сяду на лавочку и наблюдаю, как батюшка сено косит. Он его косил, копнил, а потом на  машину поднимал. Запомнила его молодым, стоящим в кузове на сене,  веселым и улыбающимся.

О том, что батюшки не стало, я не сразу узнала. Очень скорбела, что не смогла с отцом Николаем попрощаться. Однажды одна сестра, которая трудилась в книжной лавке храма Иоанна Богослова, рассказала необычную историю. Её знакомая болела онкологией. В больнице эту несчастную женщину долечивать отказались, потому что уже безнадежно было и отправили домой умирать. Семья болящей – это двое пьющих сыновей. А сестре этой благословили в послушание ухаживать за болящей. И она ходила и в больницу к ней, и домой. В доме творилось ужасное: сборище пьяной толпы, драки. Достаточно продолжительное время несла она это послушание. Сама болящая настолько устала и измучилась, что просила Господа забрать её. Как-то раз сестра эта, придя в храм, подошла к батюшке и сказала, что смотреть на несчастную больно и сама она устала морально и физически. Он выслушал и, недолго думая, сказал: «Давайте за нее помолимся!». И он отслужил молебен. Вечером сестра пошла к этой женщине, а она уже отошла ко Господу. И я считаю, что это по молитвам батюшки Господь облегчил ей страдания.

Батюшка был непростой. На вид суровый казался и неразговорчивый, к нему лишний раз боялись подойти. Горячий молитвенник и помощник.  Р.Б. Любовь.

***

Я уже работал в храме (тогда был еще старый деревянный), когда отец Николай пришел к нам служить. Строили мы каменный храм втроем – отец Николай, Игорь Черепанов и я. Физической силы батюшка был  неимоверной. Работал он много, на износ. Почему-то некоторые прихожане и работники храма считали его грубым, неотесанным. Батюшка имел дар милосердной любви. То, что он приютил Алексея, поразило многих. Отец Георгий Алексея выгнал, нашкодил он в храме немного, а отец Николай забрал его к себе.

Помнится такой случай, когда в храм пришел парень, ему не хватало денег куда-то уехать. Отец Николай не просто ему дал денег на дорогу, а даже взял к себе домой на ночлег. Это поступок настоящего христианина. В современном мире очень опасно кому-то довериться. Не просто дать денег, тем самым помочь человеку, а еще и в дом свой пригласить, не зная, что это за человек, это высшей степени христианский поступок, который больше всего меня поразил.

Р.Б. Андрей.

***

Впервые отца Николая я увидела служащим литургию в храме Иоанна Богослова, в основном он служил раннюю, часто исповедовал. Служил он истово, искренне и с полной отдачей молитвенных сил, что меня восхитило. Было ощущение явного присутствия Бога в алтаре. Он пел, возглашал, а Бог всегда был рядом с ним. Отец Николай познал Бога своей душой.

С прихожанами взаимодействие было отеческое: с терпением и вниманием. Он не любил лицемерия и когда его как-то выделяли или подчеркнуто вежливо к нему относились. Он был простой, скромный, а в душе сокровенный молитвенник.

Последний раз я его видела, когда он уже тяжело болел. Он болел перед Богом, не обращая внимания на то, как он выглядит и что про него могут подумать и сказать. Я восхитилась его терпению: он пришел исповедовать и ждал всех до последнего, но уже сидя. В душе он плакал, я это почувствовала. Тогда я за него помолилась и сейчас тоже молюсь. Р.Б. Наталья.

***

Отец Николай был необыкновенный,  ни на кого не похожий батюшка! Вечная память отцу Николаю! Р.Б. Любовь.

1 276