23 сентября на гребном канале прошло самое крупное совместное заседание общественных палат Алтайского края. В мероприятии приняли участие больше ста экспертов. Среди участников – министры, главы городов, районов, общественники, молодые активисты, представители общественных палат Барнаула, Бийска, Белокурихи и ЗАТО Сибирский. Рассматривались проблемы, касающиеся воспитания молодого поколения россиян. В частности, затрагивались такие темы как российское движение молодежи, воспитательная среда, качественное образование, семейное, экологическое и военно-патриотическое воспитание. С докладом о проблемах духовно-нравственного воспитания молодежи на заседании выступил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий:

– В каждое время перед каждым поколением стоял вопрос воспитания молодежи. Старшие поколения передавали не только сумму материальных знаний, касающихся труда, экономики, устройства общества, но и сумму духовных знаний, которые определяли отношение к невидимому миру и друг другу. Эту передачу знаний и можно назвать духовно-нравственным воспитанием.

Прежде всего, нужно сказать, что понятие «духовность» в христианстве означает сопричастность верующего Духу Святому, то есть вере в Бога. Но в наше время понятие духовности удалилось от своего первоначального значения. Сейчас господствуют представления о том, что духовно-нравственные ценности можно прививать вне веры в Бога и даже вместо веры в Бога. Эти идеи были порождены эпохой Великой французской революции XVIII века. Но попытка реализации этих идей в те времена показали их страшную разрушительную силу. Тогда погибло от 600 до 800 тысяч человек, примерно 2,6 процента населения Франции. При этом большинство идеологов этой революции были казнены своими соратниками на гильотине. Дальнейшие события привели к воцарению Наполеона Бонапарта, а затем к конечному краху его режима и Франции, после вступления в войну Российской империи.

Нечто подобное пережила и наша страна в XX веке. Тогда тоже попытались придумать новую духовность и нравственность. Ее суть известный вождь, обращаясь к молодежи, сформулировал так: «Нравственно в нашем обществе то, что приближает мировую революцию, безнравственно то, что удаляет». И это тоже закончилось для всех нас великой трагедией. Видимо, от окончательной духовной гибели нас удержало то, что все-таки большинство нашего народа сохранило свое традиционное религиозное воспитание и старалось передать его своим детям и внукам. Лучшие педагоги советского периода понимали, что мотивировать по-настоящему в духовно-нравственном воспитании может только религия. В страшном 1938 году, во время торжества ежовщины, об этом так говорил уже уволенный со всех постов выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко: «В старой школе был закон Божий, …в известной мере проблематика моральная проходила перед учениками в теоретическом изложении, т.е. говорилось: “нельзя красть, нельзя убивать, нельзя оскорблять, нужно уважать старших, уважать родителей”, – и такие отделы морали, христианской морали, которая рассчитывала на веру и на религиозное убеждение, вскрывались в теоретическом изложении, и моральные требования, хотя бы в старомодной религиозной форме, перед учениками проходили» (6, т.4, с. 141). То есть великий педагог обращает внимание на то, что в советской школе, оторванной от религии, в полной мере, о нравственном воспитании говорить не приходилось.

Второй проблемой духовно-нравственного воспитания является проблема личности воспитателя. То есть, если воспитатель сам не верит в те принципы, не живет по тем принципам, которые он старается донести до своих воспитуемых, то его труды будут напрасными. Никакими педагогическими технологиями и ухищрениями тут не поможешь. Без веры воспитателя в свое дело в детях можно пробудить только цинизм.

Третья проблема состоит в том, что в духовно-нравственном воспитании нельзя ставить утилитарных целей. Мы часто слышим, как пытаются формулировать цель воспитания таким образом: духовно-нравственное воспитание должно воспитать гражданина таким, чтобы он не воровал, не убивал, не пил, не курил, но много трудился. В этом случае, для достижения таких целей идеально воспитанным можно провозгласить робота, машину. В религиозном сознании, напротив, доброе отношение к близким и другие высокие моральные качества являются следствием веры в Бога. Сама мораль в религии никогда не является самоцелью или самодовлеющим началом. Господь Иисус Христос жестоко обличал книжников и фарисеев именно за морализаторство, именно за провозглашение не самого человека, а некие принципы главной целью служению Богу. Господь не отменял мораль, но Он утверждал, что моральный стержень формируется именно верой. Потому что моральный выбор – это всегда жертва человека перед самолюбием, собственным комфортом, а иногда и жизнью. И человек может жертвовать, лишь имея в виду то, что идея, ради которой он жертвует – Вечная.

Таким образом, сегодня, задумываясь о духовно-нравственном воспитании, мы обязательно должны в поисках новых подходов и решений нe забывать о главном. Об истоках и традициях отечественного воспитания. И при этом, конечно, избегать трагических ошибок прошлого. Тогда бездумные эксперименты в духовно-нравственном воспитании приводили к совершенно противоположным, зачастую трагическим результатам.

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий

238