В рамках исследовательской работы, посвященной одному из знаковых памятников исторической архитектуры Барнаула — Петропавловскому собору, который был построен в 1774 году и разрушен в 1935, — ученые института гуманитарных наук Алтайского государственного университета при участии Барнаульской епархии провели искусствоведческий анализ икон апостолов Петра и Павла, находящихся на хранении в музее истории православия на Алтае, и доказали их принадлежность Петропавловскому собору Барнаула.

Более десяти лет назад в контексте развития туристического кластера Барнаула был поставлен вопрос о воссоздании в историческом центре города, на площади Свободы, кафедрального собора краевого центра. Изучая тему, ученые ИГН АлтГУ провели значительную работу с архивными документами, фотографиями, планами и чертежами собора, а также организовали гео-радарные исследования того места площади Свободы, где и находился главный храм Барнаула, частично определив расположение фундамента собора.

«Изучению Петропавловского собора краевой столицы было посвящено значительное количество исследований, в которых, в том числе, описывалась история его строительства, архитектурные особенности и т.д. Однако до сих пор мало внимания в этих работах уделялось внутреннему интерьеру собора, тому художественному наследию, тем иконам, что были там представлены, — уточняет руководитель исследовательской группы, профессор кафедры культурологии и дизайна ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, протоиерей Георгий Крейдун. — В настоящее время в музее истории православия на Алтае хранятся две иконы, которые изначально принадлежали Петропавловскому собору Барнаула – это иконы апостолов Петра и Павла. Они написаны в одинаковом стиле провинциального примитивизма с элементами академического письма XIX века, колорит и характер образов идентичны между собой, выполнены на арочных досках и являются частью большого иконостаса. Фон обеих икон трехуровневый: светло-коричневый позем с изображением на заднем плане возвышенностей, голубой фон центральной части икон при переходе в верхнюю часть меняется на нежно-розовый с желтыми всполохами, исходящими от нимбов святых апостолов. Апостол Петр изображен традиционно со связкой ключей, он облачен в тунику салатного цвета и плащ цвета охры, на ногах святого — сандалии. Правая рука Петра поднята на уровне груди — это жест, призывающий верующих во время богослужения к чтению молитвы «Отче Наш». В руках апостола Павла Евангелие – символ проповеди Христовой. Павел облачен в тунику темно-зеленого цвета и алый плащ, на его ногах также сандалии. Фигуры апостолов обращены друг к другу, что подтверждает принадлежность данных икон к единому иконостасу.

Обычно Петра и Павла изображают на одной иконе, вместе, а поскольку в данном случае они расположены на разных образах, отдельно, то в соответствии с традицией храмового оформления эти иконы принадлежали именно собору в честь Петра и Павла».

По словам ученого, архивные документы сохранили свидетельство о первом иконописце строящегося в конце XVIII века Петропавловского собора Барнаула — это Александр Сумкин, житель города Тобольска, у которого были два ученика Павел Бобровников и Иван Филипцов, обучавшиеся иконописи у Сумкина целых три года. По предположению исследователей, иконы апостолов Петра и Павла скорее всего были написаны иконописцами тобольской школы.

Проанализировав опись 1923 года и план храма, ученые ИГН АлтГУ пришли к выводу, что в Петропавловском соборе Барнаула было в целом около 100 икон, из них несколько образов с изображением апостолов Петра и Павла, некоторые в дорогих окладах.

При уничтожении собора в 1935 году часть икон была спасена простыми гражданами, часть продана, а некоторые переданы в Покровский собор Барнаула. Поэтому теперь перед исследователями стоит задача найти разрозненное достояние главного храма Барнаула.

«Очень важно атрибутировать памятник искусства, определить его автора, стиль, время написания и его принадлежность к тому или иному учреждению культуры. Поскольку это позволяет нам реконструировать наше наследие, более четко и ясно представить, как жили предшествующие поколения, их культуру и интересы. И еще хочется добавить, что такого рода исследования имеют большой научный потенциал и культурологическое значение. Поэтому мы стараемся активно привлекать к исследовательской работе молодежь и представлять столь интересные и важные проекты на международных форумах с участием молодых ученых. В частности, в конце 2022 года протоиерей Георгий познакомил со своей работой участников II Международной научно-практической конференции «Искусствоведческие чтения на Алтае», посвященной памяти почетного профессора АлтГУ Тамары Михайловны Степанской», — отметила директор института гуманитарных наук АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович.

 

На эти иконы первой обратила внимание кандидат искусствоведения Н. П. Железнякова, которая ранее заведовала музеем Православия на Алтае, а сегодня является сотрудником музея Санкт-Петербургской митрополии.

Исследователи ИГН АлтГУ продолжают поиски икон, принадлежавших ранее Петропавловскому собору Барнаула, хотя, по словам протоиерея Георгия, идентифицировать их очень непросто. Работы в этом направлении много, поэтому ученые будут рады поддержке и помощи всех интересующихся данной темой.

 

152