21 апреля 2023 г. в пятницу Светлой седмицы, иконы Божией Матери «Живоносный Источник» митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, совершил Божественную литургию в храме в честь  иконы Божией Матери “Умягчение злых сердец ” и водосвятный молебен в часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» С. Боровиха Первомайского района Алтайского края.

Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Иларион (Морозов) благочинный Тальменского округа, настоятель храма иеромонах Филимон (Ивачев), иеромонах Гавриил (Трофимов), иеромонах Спиридон (Чернодаров) и диакон Олег Берендеев.

После прочтения входных молитв митрополит Сергий совершил освящение иконостаса: вознеся уставное молитвословие, Архипастырь окропил  иконы святой водой.

По традиции в этот день к пасхальной службе добавляется служба Пресвятой Богородице «Живоносный Источник» совершаемая в воспоминание обновления одноименного константинопольского храма, который был разрушен турками после завоевания Константинополя и был отстроен заново лишь в XIX веке.

Множество прихожан, и взрослых и детей, причастились Святых Христовых Таин.

Затем, состоялся традиционный на Светлой седмице Крестный ход часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» . Духовенство, церковнослужители и прихожане с Евангелием, иконой Воскресения, Артосом, хоругвиями и крестом прошествовали вокруг храма. При этом совершалось чтение Евангелия, хористы сопровождали процессию песнопениями, священнослужители кропили богомольцев Святой водой.

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал женский голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Когда Лев стал императором, он приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Для храма была написана и икона, именуемая «Живоносный источник». На иконе Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображены над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме, наполненного животворной водой. У водоема находятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами, которые пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский и увещевал приходивших к нему молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной иконой.

Не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница — день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери. В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлен Божией Матери (Ин. 19: 26-27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16: 20). Эта мысль в отношении Ко Пресвятой Богородице особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!».

523