Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

 

В день церковного новолетия, 14 сентября, молебен на начало индикта в Покровском кафедральном соборе совершил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь Покровского собора протоиерей Максим Спиненко, иерей Димитрий Котов и диакон Олег Берендеев.

По завершении молебна владыка Сергий поздравил всех с началом церковного года и преподал архипастырское благословение.

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю – день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение Пресвятой Богородицы, а первым Праздником нового года – Рождество Пресвятой Богородицы.

Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие.

После революции «Декретом о времени» вошел в обиход западный образец нового стиля Григорианского календаря. Таким образом, после революции получилось, что церковь празднует церковное Новолетие 1 сентября (14 сентября по новому стилю), где положен торжественный молебен, а новый год празднуется 1 января в Рождественском посту и 14 января празднуется тоже, когда отдается дань старой традиции. Православная церковь обычно совершает новогодний молебен дважды: к 14-му сентября, как к началу нового церковного года (или индикта), и к 1-му января, как к началу гражданского нового года.

Учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя — 1 декабря на память пророка Наума. В церковно-приходских школах учебный год стал начинаться с Новолетия, впоследствии эта традиция распространилась на все другие учебные заведения и сохранилась по сегодняшний день.

36