Чем руководствуются прихожане, выбирая тот или иной храм? Почему, имея церковь «в шаговой доступности», некоторые из них, тем не менее, едут на другой конец города? Оказывается, дело тут не только в многолетней привычке посещать ту или иную церковь, в доверии к тому или иному священнику и т.д. Как и в дореволюционные годы, и сегодня есть люди, выбирающие храм по хору, который в нем поет. Известно, что в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в России не редкостью были случаи, когда знатные (и не очень) люди приезжали на богослужения исключительно для того, чтобы послушать тот или иной хор. Возможно, это не способствовало укреплению веры в таких прихожанах (хотя не нам об этом судить), но и понять их можно – часто регентами таких особо популярных хоров были известные музыканты и композиторы. Широкой аудитории известен, например, композитор, автор музыки к Гимну СССР (и к нашему сегодняшнему государственному Гимну), а также к песне «Священная война» — А.Александров (он начал свою творческую жизнь регентом архиерейского хора в Твери,* впоследствии же был регентом хора Храма Христа Спасителя в Москве).

А что мы знаем о регентах нашего хора? Кто они, где родились, чем живут или жили?..

В этом году исполнилось 20 лет (!), как регентом хора Покровского собора г.Барнаула стала Юлия Владимировна Никишина. В связи с таким значимым для Юлии Владимировны и для собора событием, мы записали с ней интервью, которое и предлагаем Вашему вниманию.

— Расскажите о Вашем детстве: где Вы родились, где и когда крестились, когда впервые попали в храм?

Родилась я в Бийске, там же меня и крестили в младенческом возрасте в Успенском храме. Затем мои родители со мною переехали в Москву (там они учились). В Москве мы жили недалеко от Борисоглебской церкви, и мама меня туда иногда водила. Когда мне было 7 лет, мы переехали в Барнаул, где я стала заниматься музыкой в музыкальной школе по классу фортепиано. Как-то мамина знакомая предложила ей пойти в Крестный ход, и мама взяла меня с собой (я тогда была подростком). Это был самый первый Крестный ход в с.Коробейниково.

—Где и как Вы впервые начали петь на клиросе?

Однажды моя мама разговорилась с Комаровской Натальей Ильиничной – псаломщицей Никольского храма. Та предложила мне записаться в воскресную школу. Так в подростковом возрасте я стала ходить с мамой в Никольский храм и почти сразу начала петь на клиросе. Мне было тогда 14 лет. Одновременно со мной, пела тогда совсем юная матушка Анастасия Микушина. Пела я в Никольском храме примерно 2 года. Как-то в храме служил Литургию в то время игумен, а ныне епископ Андрей (Тарасов). Он обратился к Комаровской Наталье Ильиничне с просьбой подыскать певчую в Покровский собор временно на замещение. Так, в 16 лет я стала петь на клиросе в Покровском соборе под чутким руководством Людмилы Львовны Ошурковой.

—А каким образом Вы попали в архиерейский хор, да еще и стали, пожалуй, самым молодым в истории храмов нашей Епархии регентом этого хора?

Я думаю, что с момента прихода на клирос Покровского собора Пресвятая Богородица взяла меня под свой Покров, поэтому все и сложилось для меня таким удивительным образом. В то время регентом архиерейского хора Покровского собора была Пляскина Елена Валериановна. На одной из Литургий хор пел вместе с нашим клиросом внизу. Елена Валериановна услышала, что кто-то активно подпевает хору, поняла, что это я и предложила мне петь в верхнем хоре. Вот так, будучи еще школьницей (я тогда училась в 11 классе), я стала певчей Архиерейского хора г. Барнаула- лучшего церковного хора края. В 2001 году я поступила в Алтайский государственный институт культуры (АГИК) на дирижерско-хоровое отделение. Летом 2002 года часть хора уехала на гастроли в Германию. Меня тоже приглашали, но я отказалась, т.к. выходила замуж и летом должна была венчаться. Тогда Елена Валериановна оставила меня регентом архиерейского хора вместо себя. Мне тогда было всего 18 лет. В дальнейшем обстоятельства сложились таким образом, что я осталась на этой должности до сих пор. Благословил меня на эту должность ныне покойный отец Николай Войтович.

—Кто сегодня поет в хоре Покровского собора?

В нашем хоре поют профессионалы, все с высшим музыкальным образованием: преподаватели музыкальных школ, участники Барнаульского академического хора им.А.Б.Тарнецкого, певцы из мужского вокального ансамбля нашей филармонии, солист Государственного ансамбля песни и танца «Алтай» им.А.Ф.Березикова. Все они поют в хоре Покровского собора в свободное от своей основной работы время. Я тоже долгое время работала преподавателем в Регентской школе при Барнаульской духовной семинарии. А С 2019 года работаю в АГИК старшим преподавателем кафедры академического хора и руковожу академическим хором АГИК. В нашем хоре образовались две семейные пары, у которых уже есть дети. Дети участников хора частенько находятся с нами во время Литургии (когда их не с кем оставить дома). Мои дети тоже выросли «на хорах». Сын одного из певчих, Иван Остапенко, всегда старается встать рядом со мной, «из-под мышки» выглядывает и пытается подпевать. Мы, как единая семья. Много лет всем составом ездим в с.Коробейниково и поем там праздничные службы. На дни рождения певчих устраиваем чаепития. Наш хор поет не только в храме. Мы традиционно являемся участниками общегородских мероприятий, например, Дня славянской письменности и культуры, а также делаем свои концертные программы, например, в картинной галерее «Кармин», в Государственном музее истории литературы, истории и культуры Алтая. Несколько лет назад хор был участником Пасхального фестиваля духовной музыки в г.Новокузнецке.

—Какие качества, по-Вашему мнению, являются самыми важными для церковного певчего? И могут ли петь в храме не воцерковленные люди?

Для певчего на клиросе, равно как и для певчего верхнего хора, важны ответственность и внимательность (нельзя на службе быть рассеянным), понимание того, что своим пением он служит, прежде всего, Богу, послушание регенту. Надо любить это служение. И тогда, даже, если человек не был воцерковленным, но попал на клирос, он обязательно в итоге воцерковится. Тому есть у нас примеры. Разница в том, что на клиросе могут петь люди без музыкального образования, со слухом и голосом, а так же большим желанием потрудиться во славу Бога. А в верхнем хоре поют профессионалы, люди, для которых пение- это их основная профессия, для получения которой они потратили много лет своей жизни. Но они могут быть и не воцерковллены. Всё это приходит к каждому в своё время. Вот хоть бы взять для примера наш хор. Зарплата у певчих небольшая и уж точно не она является стимулом для того, чтобы посвящать свои выходные спевкам и пению в храме. Однако костяк хора у нас не меняется уже много лет. Значит, певчих влечет в храм что-то другое, что-то более важное… Вообще, на мой взгляд, к пению в храме нельзя относиться как к работе — я, например, без этого уже жить не могу. Я и в декретный отпуск с обоими своими детьми уходила всего на три месяца.

—Расскажите о своей семье. У Вас в семье все поют?

Моя мама сама окончила музыкальную школу и нас с сестрой тоже выучила. Она очень любит петь, любит, когда я пою. Дочка выбрала для себя занятия хореографией. Сын несколько лет учился игре на аккордеоне.

—Какую музыку Вы слушаете в свободное от работы время? Есть ли у Вас увлечения, помимо музыки?

Люблю читать, гулять, проводить время с детьми. В машине я слушаю «Детское радио» либо классику, а вообще по настроению, бывает, и что-то танцевальное могу послушать. Из современных хоровых коллективов люблю слушать Камерный хор «Нижний Новгород» (дирижер Иван Стольников), Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры (дирижер Сергей Екимов), Камерный хор Московской консерватории под руководством А.Соловьева.

Мы искренне поздравляем Юлию Владимировну с двадцатилетием служения в нашем соборе и приглашаем наших читателей и прихожан поделиться своими воспоминаниями о регентах и певчих, когда-либо служивших у нас. Свои воспоминания можете высылать Суняевой Оксане – администратору страницы Покровского собора ВКонтакте.

Материал подготовила и записала интервью Оксана Суняева, паблик Покровского собора.

* Не только регентами церковных хоров были известные музыканты, но и духовные произведения для таких хоров писали практически все знаменитые композиторы своего времени: М.Глинка, П.Чайковский, С.Рахманинов и др. Иногда духовную музыку для хора писали и священнослужители, например, А.Александров, будучи регентом хора Спасо-Преображенского собора в Твери, несколько раз редактировал и готовил к исполнению музыкальные опусы Священномученика Серафима (Чичагова), бывшего в то время архиепископом Тверским и Кашинским. Владыка был прекрасно образованным человеком, сочинял музыку, хорошо рисовал, в молодые годы небезуспешно занимался медициной – его книга «Медицинские беседы» в 2-х томах до сих пор используется некоторыми практикующими врачами.

739